Каменный уголь являлся первоначальным сырьем для Комбината-16. Из него планировалось получать искусственный бензин.
Технология получения бензина из угля методом гидрирования была запатентована немецким ученым Ф. Бергиусом еще в 1910-е гг. В 1922 году в Германии в г. Мерзебург была запущена первая промышленная установка по производству искусственного жидкого топлива (ИЖТ), которая работала на базе рурских и силезских углей. К началу Второй мировой войны в Германии работало 12 заводов суммарной мощностью 3, 3 млн т в год.
В России в довоенные годы моторное топливо оставалось дефицитом. Поэтому еще в 1929 году ВСНХ было принято решение организовать производство моторного топлива из угля. По разным причинам эти планы осуществить не удалось.
В 1945 году решения Ялтинской конференции явились для Советского Союза юридической основой послевоенного вывоза оборудования ряда немецких предприятий, в том числе ИЖТ. Оборудование блехгаммерского завода стало основой для строительства Комбината-16 в Иркутской области.
В качестве сырья использовался черемховский уголь. Схема производства ИЖТ из угля в очень упрощенном виде выглядела так: «Под высоким давлением в 700 атмосфер, в присутствии водорода и катализаторов, происходило расщепление высокомолекулярных соединений (угля) с образованием молекул бензина и дизтоплива. Для обеспечения требуемых условий гидрирования на блоках высокого давления нужны были: уголь, приготовленный в виде пасты, водород и катализатор. С этой целью предусматривалось строительство цехов полукоксования, газового завода, завода гидрирования и катализаторной фабрики» (из воспоминаний почетного ветерана АО «АНХК» И.М. Лебёдкина).
Первые литры искусственного бензина удалось получить только в 1956 году. К этому времени производство ИЖТ из угля считалось уже невыгодным, так как были открыты огромные месторождения нефти в Западной Сибири. Но углепереработка сохранялась в числе технологических процессов до середины 90-х годов. Угольное сырье использовалось для производства целого ряда химических продуктов и получения полукокса для ферросплавной промышленности.